2 заблуждения о психологии и коучинге

Пост обновлен 3 авг. 2019 г.

У меня долгое время было два существенных заблуждения в психологии.

1. Человеку можно помочь без его страстного желания помочь самому себе. 2. Гипноз – это панацея, которая решит все проблемы клиента.

Начну с первого –

ПРИЧИНИТЬ ПОЛЬЗУ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. У людей, идущих в психологию, часто есть такая проблема – получив какое-то знание или навык они неистово стремятся помочь окружающим. Особенно страдают близкие. Но такой подход говорит лишь о том, что у самого психолога есть нерешенные проблемы. И тут есть один очень важный момент, которому по какой-то причине этих психологов не учат:

Проблема только в том случае является проблемой, если человеку она мешает, и он сам признаёт её проблемой. А часто люди не видят у себя проблем. И им просто не нужна помощь. От некоторых проблем люди даже получают удовольствие. Я, например, очень люблю бесить принципиальных людей. Да, это явно какая-то травма, вероятно, я так самоутверждаюсь. Но мне это не мешает. А значит мне не нужна помощь в этом вопросе. И у таких горе-психологов/коучей/тренеров возникает вот какая проблема…

Они начинают бегать за клиентами. И тем самым втаптывают в асфальт свою ролевую позицию. Есть одна прописная истина: клиент должен бегать за терапевтом. И если ты терапевт, а клиенты за тобой не бегают, значит с тобой что-то не так. Либо это просто не твои клиенты – такое тоже бывает. Поэтому сейчас перед работой я проверяю клиента на вопросы «насколько ему нужна помощь» и «готов ли он меня слушаться, раз просит о помощи». Иногда предлагаю обратиться к другому специалисту или поработать самостоятельно, сделать какие-то задания. И только в том случае, если я вижу, что клиент действительно готов решать свои проблемы, я начинаю с ним работать.

Второе –

ГИПНОЗ – ЭТО ПАНАЦЕЯ. Часто такой взгляд следует из первого заблуждения. Причем, у клиентов это заблуждение встречается не реже. Но с клиентом понятно – он думает, что он закроет глаза, произойдёт магия, а после откроет, ничего не будет помнить, а проблема будет решена (хотя, это великое заблуждение). Но у клиента так срабатывает механизм защиты. Клиент не хочет столкнуться с травмой. А вот у терапевта немного другая ситуация.

Терапевт таким образом пытается снять с себя ответственность за неудачу. Да, невозможно помочь каждому. И случается, что бывают неудачи. У меня статистика 8 из 10. Но вот эти два из десяти уходят без результата. Или с незначительным результатом. Да, 8 из 10 – это очень хороший показатель. Но за тех двоих я тоже несу ответственность. Раньше я боялся этой ответственности, но! Чем меньше я начинал её бояться, тем результативнее стали проходить сессии. А самое ужасное – когда терапевт берет на себя ответственность клиента. Тут нужно понимать и еще одну сторону.

Клиент так же ответственнен за результат, как и терапевт. И если клиент не следует за терапевтом – это проблема клиента и его потраченные деньги. И удивительно то, что Макулов во время семинара много раз об этом говорил, но понимать я это стал только после того, как проработал свои проблемы, связанные с этими двумя заблуждениями.

Просмотров: 0

© 2019 Даниил Четин. Психолог. Лайф-коуч